Фестиваль «Золотая Маска» в Новокуйбышевске»

 

С 7 по 22 сентября 2018 года состоится программа Фестиваля «Золотая Маска» в Новокуйбышевске.

Российская Национальная театральная Премия «Золотая Маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей России и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, театр кукол. «Золотая Маска» – российский театральный Фестиваль, весной каждого года представляющий в Москве наиболее значительные спектакли из городов России.

«Золотая Маска» – не только авторитетная и престижная награда в области театрального искусства, но настоящий культурный институт, который выполняет важные, стратегические для театра задачи. Проведение Фестиваля и Церемонии вручения Премии – основное направление деятельности Дирекции Фестиваля «Золотая Маска». Вместе с тем, в разные годы она стала инициатором ряда серьезных театральных проектов. Особое внимание «Золотая Маска» уделяет гастрольной деятельности, с 2000 года организуя программу «Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии». За это время прошло более 90 проектов в 40 городах от Архангельска до Южно-Сахалинска.

Весной 2018 года спектакли «Золотой Маски» увидели зрители Екатеринбурга, Саратова и Воронежа. Осенью региональные программы состоятся в Ульяновске, Петрозаводске и Костомукше, Иванове и Кинешме, Чите, Череповце, Сургуте, а также в Санкт-Петербурге.

В Новокуйбышевске Фестиваль «Золотая Маска» будет проведен впервые. В афише представлены спектакли лауреаты и номинанты Премии «Золотая Маска»: «Магадан/Кабаре/» московского театра «Около дома Станиславского» и «Колыбельная для Софьи» Минусинского драматического театра, а также постановка режиссера Леонида Хейфеца «Отцы и сыновья» в Театре им. Вл. Маяковского.

 

Одним из инициаторов проекта выступил Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.

Помимо спектаклей «Золотая Маска» готовит обширную специальную программу. 17 сентября в Новокуйбышевске состоится круглый стол, посвященный проблемам работы театров в малых городах. Также «Золотая Маска» подготовила серию профессиональных мастер-классов для театральных специалистов Новокуйбышевска и Самарской области. С 17 по 20 сентября тренинги по сценической пластике проведет педагог – актер, режиссер трюковой пластики, создатель московской студии «Школа ловкости» Владимир Малюгин. Мастер-классы по сценической речи и работе с поэтическим текстом состоятся с 21 по 23 сентября, их будет вести педагог Школы-студии МХАТ, актриса Наталья Волошина. В течение двух дней, 22 и 23 сентября,  театральный критик Кристина Матвиенко прочитает открытые лекции на тему «Современный российский театр. Основные направления развития. Самые важные имена и спектакли. Поиски актуальных тем и форм, рождение нового театрального языка».

Организаторы: Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Самарской области, Администрация Города Новокуйбышевска, Театрально-концертный комплекс «Дворец культуры», Театр-студия «Грань», Союз театральных деятелей России, АНО Фестиваль «Золотая Маска».

Генеральный партнер: Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.

Афиша Фестиваля (Театрально-концертный комплекс «Дворец культуры»):

7 и 8 сентября, 19:00 – Отцы и сыновья (Театр им. Вл. Маяковского, Москва, Брайан Фрил) - пьеса в 2-х действиях по мотивам романа Ивана Тургенева «Отцы и дети». Постановка: Леонид Хейфец; Художник-постановщик: Владимир Арефьев; Художник по костюмам: Ольга Поликарпова.

Артисты: Макар Запорожский, Сергей Беляев, Игорь Марычев, Евгений Парамонов, Юрий Соколов, Александра Ровенских, Наталья Палагушкина, Наталья Коренная, Анастасия Дьячук, Людмила Иванилова, Ольга Ергина, Юрий Никулин, Алексей Сергеев, Денис Денисов, Иван Вихарев

Продолжительность 2 ч. 45 мин. 12+

Театр им. Вл. Маяковского – неоднократный номинант и лауреат Фестиваля «Золотая Маска».

Слегка меняя характеры героев, драматург поначалу придерживается тургеневского сюжета. Следует ему и опытный мастер Леонид Хейфец, который поставил добротный спектакль с несколько замедленными ритмами и усадебными развлечениями. Художник Владимир Арефьев соорудил на сцене массивную, но уютную закрытую веранду, зрители сидят максимально близко к исполнителям. Посреди веранды протекает настоящий ручей, который, как и речи главного героя, с одной стороны, дарит необходимую в летний день свежесть, а с другой – подтачивает крепкий фундамент, на котором все держится.

Сергей Беляев в роли Базарова на первый взгляд циничен и колюч. Он бежит из дома, потому что безумно любит мать и столь же сильно боится стать на нее похожим – верующим в Бога и чувствительным. Дуэт Базарова с матерью Ариной Власьевной – лучший в спектакле.

В последнем акте, через месяц после смерти Базарова, обитатели и гости усадьбы по­прежнему флиртуют, едят и «носят свои пиджаки». Любившая Базарова Одинцова словно овдовела во второй раз, его противник и оппонент барин Павел Петрович оттаял и вернул прежнее чувство юмора, а друг и последователь Базарова Аркадий Кирсанов потерял философский смысл своего существования. С уходом Базарова из жизни героев исчезло что­то важное, и она уже никогда не будет прежней.

«Театральная афиша»

 

Усадьба Кирсановых, как, впрочем, и усадьба Базаровых, в пьесе Брайана Фрила – явные воплощения райского сада, разморенного летним покоем, убаюканного пением птиц и шумом реки. Режиссер Леонид Хейфец и художник Владимир Арефьев создают на сцене настоящий кусочек Эдема: сливочное дерево стен, текущий почти у ног зрителей ручеек, море цветов – синих, белых, розовых, лиловых, желтых.

У Фрила конфликт Базарова и усадебной жизни проходит вовсе не по линии, – лягушек резать или Пушкина читать, а именно по линии взаимоотношений полов: так есть любовь или одна тут физиология? Как положено чистому юноше, Базаров твердо уверен, что одна физиология, и с присущим ей коварством жизнь наносит удар исподтишка, но с ног сбивает. Детям-радикалам – Базарову и Аркадию Кирсанову – в пьесе Фрила противостоят вовсе не консерваторы-отцы, но сама природа-матушка. А она берет свое легко и быстро: оба нигилиста влюбляются отчаянно, до самозабвения и горьких укоров гордости.

газета «Новые известия»

Смещая акценты, Фрил и Хейфец часто просто проговаривают многое, не названное или завуалированное Тургеневым. В «Отцах и сыновьях» звучат даже не тургеневские, а чеховские интонации, а сама усадьба в цветах оказывается таким же символом усадебной России, как и вишневый сад.

газета «Вечерняя Москва»

18 и 19 сентября, 19:00 –Магадан/Кабаре/ (Театр «Около дома Станиславского», Москва). Инсценировка и режиссура: Юрий Погребничко; Сценография и костюмы: Надежда Бахвалова; Видеорежиссер: Антон Филатов.

Артисты: Лилия Загорская, Наталья Рожкова, Николай Косенко, Мария Погребничко, Дмитрий Богдан, Александр Орав, Алексей Сидоров.

 Продолжительность 1 ч. 15 мин. 16+

Премия «Золотая Маска» 2017 года – «Лучший спектакль в драме, малая форма».

Номинации на Премию – «Лучшая работа режиссера», «Лучшая женская роль» (Лилия Загорская).

На первый взгляд, спектакль театра «Около дома Станиславского» рассказывает о жизни Магадана времен ГУЛАГа, но фактически он о другом – о тщетном поиске смыслов. Впервые за долгое время режиссер, поставивший много спектаклей про абсурд человеческой жизни во все никак не желающую заканчиваться эпоху «совка», обратился к своей излюбленной теме с какой-то особенной нежностью. Без горькой усталости, но с огромной любовью по отношению к непутевым жителям своей «непутевой» страны.

Буддистскую философию принятия жизни такой, какая она есть, Погребничко впервые не прячет между строк, он ее в буквальном смысле демонстрирует на киноэкране. «Разрешает» своему зрителю увидеть и услышать старого монаха, рассказывающего, почему тот ушел из дома и «подался к Богу».

Магадан в этом спектакле не точка на географической карте. Это условное обозначение земли обетованной, точка пересечения детских надежд и взрослых разочарований. Край острой, хватающей за горло и сердце тоски и неубывающей светлой печали. Место, в котором время остановилось. И где очевидна тщетность любого противостояния.

интернет-издание «Театрал-online»

 

Место действия, похоже, заброшенный кинотеатр: экран из старого пододеяльника, зрительный зал – останки дерматиновых откидных кресел, здесь же стенка из каркасов металлических кроватей и по центру – амфитеатр, на ступенях которого, собственно, и происходит «кабаре». Своеобразное чистилище, в котором собрались вещи и люди в ожидании дальнейших распоряжений судьбы. Или место памяти, где соединились фрагменты-знаки  разных времен.

Однако это серое и мрачное пространство только кажется таковым. Через экран, музыку и героев оно преображается, оказывается порталом в другое измерение и другую жизнь.

журнал «Сцена»

21 и 22 сентября, 19:00 – Колыбельная для Софьи (Драматический театр, Минусинск) - история одной семьи в 2-х действиях по повести Евгения Замятина «Наводнение». Режиссер: Алексей Песегов; Художник: Никита Сазонов; Художник по костюмам: Светлана Ламанова; Художник по свету: Сергей Гаевой; Музыка: Ирина Белова, Евгения Терехина.

Артисты: Ольга Смехова, Игорь Фадеев, Анна Понибрашина, Светлана Голубева,  Артем Лопатин, Лариса Корнева, Николай Кокконен, Виктор Мезрин, Василий Кожевников, Ирина Вахранева, Елена Идиатуллина, Жанна Лавникович, Нелли Попкова, Ольга Прилепская, Инга Струльникова, Антон Чернов, Илья Лупенко, Константин Русанов.

Продолжительность 2 ч. 15 мин. 18+

Номинации на Премию «Золотая Маска» 2016 года – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Ольга Смехова), «Лучшая мужская роль» (Игорь Фадеев).

Можно было бы назвать спектакль Алексея Песегова драматическим балетом, если бы термин этот означал танец актерской психики, где хаос самочувствия подчинен строгому музыкальному ритму.

Чтобы перенести прозу Евгения Замятина на сцену, чтобы воссоздать это разыгравшееся в буквах и словах наводнение, режиссер Алексей Песегов изобретает новый театральный жанр на границе мелодрамы и трагедии, балета и психологического театра. Изымая из спектакля авторское слово и находя ему пластический, музыкальный, ритмический эквивалент, режиссер помещает зрителя словно бы на тот же уровень восприятия, на котором находятся герои. Он искажает наше чувство времени, цвета, пространства, он, как и требует Замятин, делает весь остальной мир за границами этой истории «далеким морем», намеренно отвлекая, запутывая наше «рацио».

 «Петербургский театральный журнал»

История одной семьи в маленьком заброшенном городке рассказана не бытовым, но эмоционально-пластическим языком, и вписана в пронзительные мощные наплывы музыки Ирины Беловой и Евгении Терехиной. Музыка не аккомпанирует действию, а словно озвучивает и представляет странные, страшные и противоречивые эмоциональные порывы и душевные состояния героев. Здесь мало слов: говорит тело, жест, взгляд. Время то ощутимо растягивается, то спрессовывается, мелькая наслаивающимися друг на друга событиями. У Песегова и его артистов тишина кричит, а слово порой едва слышно. Этот трогательный и мощный, завораживающий до медидативности спектакль – достойное возражение надоевшему тезису о смерти русского репертуарного театра. «Колыбельная для Софьи» – одно из лучших его проявлений.

интернет-издание «Teatrall»